Варикоз: симптомы, причины и профилактика

Начали отекать ноги, появились сосудистые звездочки, а ночью мучают судороги?
Увы, это не просто усталость после трудового дня. Это признаки варикоза — патологии, при которой истончается венозная стенка сосудов и поражается клапанный аппарат вен.

Что происходит при варикозе?

Специальные клапаны помогают транспортировать кровь от нижних конечностей к сердцу, поддерживая нормальное кровообращение. Но из-за ослабления венозной стенки, потери упругости и нарушения в работе клапанов кровь переполняет вены. Они расширяются и теряют возможность вернуться к нормальному уровню тонуса. В итоге вены приобретают синюшный цвет из-за скопления крови и начинают выпирать через кожу.

Чаще всего наблюдается именно варикоз ног, поскольку эта часть тела более подвержена большим физическим нагрузкам. Изменениям подвергаются как поверхностные, так и глубоко пролегающие вены на большой протяженности.

Согласно статистики, в России признаки хронических заболеваний вен наблюдаются  у 67,5% женщин и у 50,4% мужчин, а варикозное расширение вен — в целом у 20% населения. Так по стране почти 38 млн человек имеет различные формы варикоза. И каждый год число заболевших увеличивается на 2,5%. Причем есть еще одна очень неприятная тенденция: варикоз «молодеет». Более 20% подростков в возрасте 12-16 лет также страдает патологией клапанов и вен.*

Симптомы варикозной болезни вен

Варикоз не возникает в один день. Это заболевание прогрессирует месяцами и годами. Если не предпринимать никаких мер, то последствия будут печальными, вплоть до тромбоза и трофических язв. Поэтому рекомендуется начать лечение как можно раньше — при первых симптомах этой патологии, таких как:

• болезненность, ощущение тяжести, жжения, пульсации в ногах
  • отеки ног, судороги
  • зуд в области вен, особенно в районе икроножных мышц
  • гиперпигментация кожи — она приобретает синюшный оттенок
  • уплотнения, «сеточки» и «сосудистые звездочки»
  • хорошо просматривающиеся расширенные вены
  • хроническая усталость в ногах
  • наличие язв в области лодыжек (при запущенной стадии болезни)

Причины возникновения варикоза

• Длительные статические нагрузки: сидячая или, наоборот, стоячая работа.
  • Отсутствие регулярных физических нагрузок.
  • Прием лекарственных или гормональных препаратов
  • Генетическая предрасположенность.

Врачи, связанные с этой услугой

Важные правила для профилактики варикоза

• Занимайтесь плаванием. Это оптимальный способ нормализовать кровообращение в конечностях и укрепить стенки сосудов.
  • Носите комфортную одежду. Она не должна быть чересчур облегающей или сдавливающей.
  • Откажитесь от обуви на высоком каблуке. Он не должен превышать 5-6 см.
  • Питайтесь сбалансированно. Какой-то определенной диеты при варикозе нет, но в целом рекомендуется отказаться от вредных пищевых привычек и ввести  в рацион больше овощей и фруктов.
  • Не злоупотреблте саунами. Чрезмерное перегревание негативно влияет на состояние вен.
  • Не закидывайте ногу на ногу. Особенно при длительной сидячей работе. Это поможет передавливать вены и ухудшать кровообращение. Лучше ставьте ноги на какой-либо предмет (коробку, сверток и т.д.) для возвышенности и постоянно двигайте голеностопом. Любое движение способствует нормализации венозного оттока.
  • Организуйте регулярный отдых для ног. После тяжелого трудового дня примите горизонтальное положение, подложите подушку или валик под ноги, чтобы они были в приподнятом положении. Делайте массажи и ваночки. Это поможет улучшить отток крови и снять нагрузку с вен.
  • Носите компрессионный трикотаж. Если вы уже были у врача и он рекомендовал вам носить специальный трикотаж, не игнорируйте его советов. Это отличная профилактика для предотвращения дальнейших осложнений.

К чему может привести варикоз?

Варикозное расширение вен прогрессирует медленно. И порой кажется, что нет ничего серьезного. Ну подумаешь, сеточки на ногах. Они есть у всех. К сожалению, игнорирование первых симптомов и отсутствие своевременного лечения приводит к различным осложнениям:

• отеки конечностей
  • гиперпигментация кожи
  • тромбозы, кровотечения
  • склероз
  • трофические язвы

Многие думают, что варикоз — это лишь эстетическая проблема. Но в данном случае стоит вопрос не просто красоты, а сохранения здоровья. Конечно, вылечить варикоз проще на ранних стадиях, поэтому стоит обратиться к профильному специалисту как можно скорее.

Не стоит доводить ситуацию до выпирающих синих вен и отечности. Постоянная усталость и тяжесть в ногах — это уже достаточно веский повод для консультации с сосудистым хирургом.

*Селиверстов Е.И., Авакъянц И.П., Никишков А.С., Золотухин И.А. Эпидемиология хронических заболеваний вен. Флебология. 2016;10(1):35‑43.

Обновлено 07.03.2024