Сила привычки: капли в нос…

У китайцев есть выражение: дышать через рот так же неестественно, как и есть носом. Действительно, плохое носовое дыхание значительно ухудшает качество жизни, и с этим не поспоришь. А чтобы заставить нос дышать, многие зачастую используют капли практически постоянно. В результате этого можно настолько привыкнуть к каплям в нос, что полноценно дышать без них уже станет невозможно. Можно ли этого избежать?

Почему появляется привычка к каплям?

Говорят, что простуда проходит за неделю, если ее лечить, и за семь дней, если не лечить. Увы, это неправда. Потому что за семь дней ОРВИ проходит (и то не всегда), если все это время лежать в постели, а не ходить на работу; если нет склонности к аллергии; если человек полноценно питается, пьет чистую воду и достаточно дышит чистым воздухом. Скажите, кто в суете современного мира готов выполнить все эти условия?

Вот здесь и начинается неразрешимое противоречие. Главное лекарство, которое эффективно лечит простуду – время, но его, как правило, недостаточно. Зато в аптеке есть огромный выбор сосудосуживающих капель в нос, которые многие  считают основным средством лечения. А дальше начинают пользоваться каплями не задумываясь, что их длительное и бесконтрольное применение может привести к серьезным осложнениям в будущем.

Каким же образом капли могут нанести вред?

На самом деле – это сильнейший яд для слизистой оболочки носа. Сосудосуживающие капли уничтожают всего лишь место приложения своей активности, не устраняя саму причину болезни. Поэтому использование сосудосуживающих капель при простуде должно быть минимальным и только в самом крайнем случае. Например, если невозможно уснуть из-за того, что не дышит нос, или если простуда в прошлом осложнялась гайморитом. Принцип простой: когда можно без капель, лучше обойтись без них.

Все ли капли от насморка основаны на сосудосуживающем действии?

Нет, не все. Но большинство капель, которые есть сегодня в продаже, действительно основаны на сосудосуживающем эффекте. Существуют и капли, которые являются иммуномодулирующими препаратами, повышающими местный иммунитет в полости носа. Есть масляные капли, которые обладают не сосудосуживающим действием, а лечебным и капли, которые  обладают вяжущим действием.

Что предпочтительнее?

В зависимости от заболевания. Если вы сумели поймать острый ринит на первой стадии, предпочтительнее масляные капли, обладающие смягчающим действием, и, естественно, капли для создания пассивного иммунитета. Во второй стадии, когда идет водянисто-слизистое отделяемое, нужны сосудосуживающие капли, чтобы нос дышал, и отделения были менее обильными. Обязательны также вяжущие капли и препараты для повышения иммунитета. В третий период, когда нос больше заложен, –  опять же сосудосуживающие капли, и опять переходим на масляные. Но не стоит забыть о том, что в любом случае необходима консультация врача. Хотя в аннотации и написано, что некоторые препараты можно применять в течение месяца, пациент сам не может отличить состояние острого насморка от развития других заболеваний полости носа. Например, гайморита на первой стадии.

Правда ли, что масляные капли действуют мягче?

Капли на масляной основе наименее раздражающе действуют на  слизистую носа, поэтому основными их плюсами является то, что они не вызывают сухости, гипертрофии и раздражения в носовой полости. Минусы их в том, что масляная основа может вызвать у некоторых пациентов аллергическую или вазомоторную реакцию – обратную реакцию, реакцию отека. Многие пациенты жалуются, что при остром насморке назначают масляные капли, а они не помогают. Но масляные капли действуют не для того, чтобы нос дышал, а борются с инфекцией, поэтому человек сразу не ощутит положительного эффекта от применения этих капель.

Масляные капли можно принимать дольше, чем сосудосуживающие?

Да, до 15 дней без назначения врача. Сосудосуживающие капли можно применять три, максимум пять дней. Если насморк не заканчивается в течение 10–14 дней, необходимо как можно скорее обратиться к врачу. Надо решать: или это начался гайморит, или так проявляет себя привыкание к каплям, или это аллергическая реакция.

В любом случае, заниматься самолечением не стоит. Это всего лишь напрасная трата времени, денег на бесполезные лекарства и лишний вред своему здоровью. Лучший вариант – своевременно обратиться к врачу! В нашем центре работают квалифицированные врачи-оториноларингологи с большим опытом работы в диагностике и лечении ЛОР-заболеваний ЛОР.

Позаботьтесь о своем здоровье вовремя – звоните: 26-44-26.

Обновлено 02.08.2023