Дефицит железа – женский недуг?

По данным ВОЗ (Всемирной организации здравоохранения) запас железа в организме женщин в 3 раза меньше, чем у мужчин. В России около 12% женщин детородного возраста страдают железодефицитной анемией (ЖДА), которая в 75-95% случаях встречается и у беременных.

Анемия (малокровие) – это уменьшение общего количества гемоглобина в крови. Анемий много, изученных и доказанных научно – более 40. Но железодефицитная анемия (ЖДА) – самая распространенная.

Около 70% железа примерно из 4-5 г его общего количества находится в эритроцитах (красных клетках крови), входя в структуру гемоглобина. Большая часть остального железа связана со специфическими белками (ферритин, гемосидерин), которые выполняют функцию «склада» для организма.

Чем опасна анемия?

Именно с гемоглобином соединяется кислород в легких, который и разносится затем ко всем органам и тканям организма. При анемиях клетки нашего организма недостаточно снабжаются кислородом и быстрее, чем обычно, «стареют», в том числе:

• атрофируется слизистая ЖКТ (атрофический гастрит, запоры, поносы);
  • нарушается работа сердца и головного мозга (снижается память, концентрация внимания и др.);
  • высыхает кожа;
  • тускнеют и выпадают волосы;
  • ломаются ногти.

Каковы главные причины анемии?

Так как большая часть железа находится в эритроцитах, потенциальную опасность истощения его запасов представляет кровотечение (маточные, желудочно-кишечные, носовые, почечные). В норме организм теряет не более 1 мг железа в сутки. При нормальных менструальных кровотечениях женщина дополнительно теряет около 15 мг железа. Избыточные менструальные кровотечения независимо от причины меноррагии (миома, эндометриоз, дисфункция яичников и др.) – самая частая причина дефицита железа. Консультация гинеколога поможет разобраться в этом состоянии.

На втором месте по частоте стоят кровотечения из желудочно-кишечного тракта. Современные диагностические возможности (ФГДС, ректоскопия) вносят свой вклад в поиск и этих причин.

Азбука питания

Дефицит железа также может быть вызван недостатком этого элемента в пище или нарушением всасывания этого элемента – недостаточное питание, преднамеренный отказ от еды с целью похудения, пристрастие к каким-то одним видам пищи в ущерб другим.

Лучше всего железо усваивается из следующих продуктов:

• говядина;
  • мясо кролика, особенно в сочетании с бобовыми (фасоль и зеленый горошек);
  • язык;
  • печень;
  • ржаной хлеб;
  • курага, изюм, чернослив и пр.

Кроме того, существует еще один закон: микроэлементы не усваиваются без витаминов. Продукты, богатые аскорбиновой и лимонной кислотой (плоды киви, шиповника, красного перца, цитрусовых, черной смородины, лук, томаты, капуста, сладкий перец, брокколи), формируют с ионами железа комплексы и также повышают его всасывание.

Из хлебных продуктов и овощей усваивается около 5% железа, из продуктов животного происхождения (язык, печень рыбы, говядина) - 15-20%.

Берите за правило: продукт животного происхождения сочетать с растительным и так, чтобы растительного было втрое больше.

Если вы здоровы, просто следуйте рекомендациям по питанию. Если у вас есть признаки анемии, то вместе с доктором ищите причину возникшего состояния. Не занимайтесь самолечением, необоснованное применение лекарственных «антианемических» средств может принести вред здоровью.

В медицинском центре Вита разработана комплексная программа «Анемия», которая включает в себя три вида обследования:

• базовое обследование (покажет общие признаки анемии и даст оценку наиболее частой причины их появления – дефицита железа);
  • оптимальное обследование (расскажет дополнительно, есть ли признаки других причин анемии – дефицита витаминов);
  • расширенное обследование (позволит оценить все лабораторные признаки анемий, включая дефицит железа, витаминов, уровни белков, ответственных за транспортирование железа, процессы кроветворения и разрушения эритроцитов).

Не пытайтесь расшифровать анализы самостоятельно – обратитесь к специалисту (терапевту или врачу-гематологу).

Сдать анализы в комплексе можно в любом медцентре Вита без предварительной записи.

Обновлено 13.03.2023