Сахарный диабет. Мифы и реальность

В последние десятилетия отмечается резкий рост заболеваемости сахарным диабетом, при этом однозначных причин развития этого заболевания нет. Врачи называют группы риска, рекомендуют ежегодно проверяться и поддерживать здоровый образ жизни. Сама болезнь успешно блокируется с помощью сахарозаместительной и инсулиновой терапии, однако вызывает множество страхов у тех, кто с ней сталкивается. Можно ли сладкое? Как быть со спортом? Есть ли шанс родить здорового ребенка? Должен ли я теперь ограничивать себя буквально во всем? Вместе с эндокринологом медцентра Вита Екатериной Германовной Лобашевой развеиваем мифы о загадочной болезни.

• Если есть много сладкого, то обязательно заболеешь сахарным диабетом – МИФ.

МНЕНИЕ ЭКСПЕРТА. Нет никаких доказательств, что сахар сам по себе вызывает диабет. Однако пристрастие к сладкому и вредной пище, а также малоподвижный образ жизни ведут к ожирению, которое повышает риск развития диабета 2 типа. Исключить жирную пищу, фастфуд, чипсы, пиво и другие совсем не сладкие продукты полезно не только для профилактики диабета, но и для здоровья в целом. Поэтому, если у вас нет наследственной предрасположенности, ваше питание сбалансировано, и вы занимаетесь спортом, можете есть сладкое, сколько хотите.

• У родителей диабет, поэтому я заболею, и мои дети тоже – МИФ.

МНЕНИЕ ЭКСПЕРТА. Передается не сам диабет, а склонность к нему, поэтому так важно контролировать вес, соблюдать правильный режим питания и не пренебрегать физическими нагрузками.

• Если у меня диабет, то мне нельзя есть сладкое – МИФ.

МНЕНИЕ ЭКСПЕРТА. Больным диабетом продукты с сахаром есть можно, но в ограниченных количествах, главное – следить за уровнем сахара в крови. Вообще баланс и умеренность – два слова, которые характеризуют режим питания диабетиков. Относительно сладкого сложился еще один странный миф – сахар нельзя, а фруктозу и мед можно в любом количестве. Это тоже не так. Мед повышает содержание глюкозы в крови примерно так же, как и обычный сахар, а потребление фруктозы в неконтролируемом количестве способствует развитию жировой болезни печени.  Чтобы составить план здорового питания при сахарном диабете, лучше всего обратиться к специалисту. В целом важно учитывать гликемический индекс – показатель скорости, с которой содержащиеся в продукте углеводы усваиваются организмом и повышают уровень сахара в крови. Медленно усваиваемые углеводы:  каши, овощи, фрукты – в питании должны быть обязательно. И даже любимые многими макароны и картофель можно включить в рацион, а не питаться одной гречкой.

• Больным сахарным диабетом нельзя заниматься спортом – МИФ.

МНЕНИЕ ЭКСПЕРТА. Наоборот, физическая нагрузка может существенно помочь в улучшении контроля сахара в крови. Во время тренировки мышцы «используют» глюкозу в качестве источника энергии, тем самым снижая ее содержание. Однако перед началом тренировок нужно проконсультироваться с врачом и учесть все противопоказания. Доктор оценит не только риски, связанные с диабетом, но и состояние сердечно-сосудистой системы, суставов, проверит липидный обмен и артериальное давление. Обследование поможет подобрать вид спортивной активности и оптимальную интенсивность нагрузки.

• Диабет и беременность несовместимы – МИФ.

МНЕНИЕ ЭКСПЕРТА. Диабет не является противопоказанием для беременности. Осложнения у будущих мам и малыша возникают, если не контролировать уровень сахара в крови. Поэтому беременность должна быть спланирована, и начинать подготовку нужно вместе с врачом за 3-6 месяцев до зачатия. Показатели сахара должны быть в среднем от 4 до 8 ммоль/л. Для стабилизации имеющихся осложнений сахарного диабета во время беременности нужно заранее пройти ряд специалистов: эндокринолога, гинеколога, нефролога, офтальмолога и кардиолога. Современные средства контроля и введения инсулина, а также оборудование для наблюдения за плодом позволяют женщинам с сахарным диабетом родить здорового ребенка, рискуя не больше, чем женщины без нарушений углеводного обмена.

Это далеко не все мифы, связанные с сахарным диабетом. Но есть, пожалуй, и самый главный – если я заболею диабетом, то сразу это почувствую. Это не так, долгое время человек может быть совершенно не в курсе своего заболевания. Поэтому важно регулярно проходить профилактический осмотр и сдавать анализы. Если вас постоянно мучает жажда, беспокоят частые позывы к мочеиспусканию, чешется кожа, упал вес, и вы стали утомляться больше обычного, лучше проверить кровь на сахар. Все это – симптомы сахарного диабета.

С 1 сентября по 31 октября 2022 года в медцентрах Вита проходит акция «Держите сахар под контролем». Показатели уровня глюкозы и гликированного гемоглобина помогут исключить опасное заболевание.

Обновлено 02.08.2023